воскресенье, 21 октября 2012 г.

Чем пахнет... папоротник? (Фужерные ноты в современной парфюмерии)

На вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, любой ботаник даст исчерпывающий и обескураживающий ответ: папоротник... ничем не пахнет. Лишь некоторые виды этого растения обладают слабым запахом, вряд ли уместным в парфюмерных композициях. Тем не менее, термин "папоротниковый" (другое название - "фужерные", от франц. fougere -"папоротник") встречается в описаниях современной парфюмерии очень и очень часто. 

Такое необычное название появилось благодаря фирме Houbigant. Это - один из старейших парфюмерных домов, основанный еще в 1775 году. Между прочим, самой знаменитой покупательницей этой марки была сама Мария-Антуанетта! 


Но нас интересуют более поздние времена. В 1882 году совладелец фирмы Поль Парке создал аромат Fougere Royale ("королевский папоротник"), ставший прототипом всех фужерных запахов. Парке использовал синтезированное незадолго до этого вещество "кумарин",. которое обладает интенсивным запахом свежескошенного сена. Именно сочетание синтетического кумарина, лаванды и мха и определяет суховатую растительную тональность, присущую всем папоротниковым ароматам. 

Интересно, что первоначально Fougere Royale задумывался как дамская туалетная вода. Однако вскоре выяснилось, что его основными покупателями стали мужчины! В любви к этому аромату неоднократно признавался великий французский писатель Ги де Мопассан. А вот с другим классическим фужерным запахом - Jicky от Guerlain - история повторилась "с точностью до наоборот": Эме Герлен создавал его для мужчин, однако, поскольку к папоротниковой сдержанности прибавились теплые оттенки майорана и сандалового дерева. Такое, по тем временам, экстравагантное сочетание определило успех этого аромата у дам. Тем не менее, и в наши дни он имеет много поклонников среди мужчин, к числу которых относится и самый мужественный "агент 007" Шон Коннери! 

По прошествии более чем столетней истории фужерных ароматов с уверенностью можно констатировать, что большую часть их поклонников составляют все-таки мужчины. Трудно найти парфюмера, который не создал бы мужского одеколона, туманящего рассудок терпкой папоротниковой свежестью!Особенно плодовитыми в этом отношении стали 80-е годы. В это время появились Kouros и Jazz (Yves Saint-Laurent), Drakkar Noir (Guy Laroche), Jules (Dior). 

Прекрасные мужские ароматы "своего имени" выпустили Calvin Klein и Zino Davidoff. Они относятся к самой многочисленной "папоротниковой" подгруппе - так назыываемой "ароматической". В одеколон Calvin найдено очень удачное соединение папоротниковой сдержанности (дополнительно подчеркнутой горечью полыни) с чувственной пылкостью пряностей (эстрагон, корица). В Davidoff Cool Water контраст еще более усилен, благодаря присутствию, с одной стороны, мяты, а с другой - горячих животно-пряных компонентов (амбра, мускус, кориандр, розмарин). 

Большой популярностью у сильного пола пользуется и созданный в 1993 году Egoiste Platinum(Chanel), динамику которому придает хорошо ощутимый, чуть глуховатый мох, благородный кедр и расцветающие на этом фоне герань и лаванда. Необычное решение предложил и Hugo Boss: в аромате Boss акценты сделаны на "гурманские" фруктовые составляющие, отчего этот одеколон вполне уместен не только в офисе, но и в торжественной, праздничной обстановке - ведь строгость папоротниковых нот уравновешена нарядными, яркими яблоками с корицей и лимоном. 

Напоследок упомянем и "папоротниковые" новинки, их в последние годы появилось немало. Это и спортивный аромат Adidas Team (Coty), и загадочный Lacoste2000 (Lacoste), и сексуальный Emporio Armani Lui (Emporio Armani), и экзотичный Shu Uemura 029 (Shu Uemura), и царственный Eau de Tsar (Van Cleef&Arpels). А впереди нас ждут новые парфюмерные открытия, основанные всё на той же комбинации мха, лаванды и кумарина. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий